Москва. 12 декабря. АвиаПорт — В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) в рамках программы создания российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929 завершился очередной этап испытаний высокоскоростной контрольной модели в аэродинамических трубах, сообщила пресс-служба «Объединенной авиастроительной корпорации».
Как уточняется в пресс-релизе, в рамках испытаний специалисты ЦАГИ при участии «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) и китайской Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC) в течение недели проводили в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128 продувки высокоскоростной контрольной модели (High speed standard model — HSM), выполненной в масштабе 1:39 в конфигурации фюзеляж плюс крыло.
По информации пресс-службы, модель HSM спроектирована совместно российскими и китайскими специалистами по аэродинамике. В течение года аналогичные испытания по программе CR929 проводились в Китае и Европейском союзе. «Серия испытаний в разных странах позволила нам собрать данные, на основе которых мы сможем выполнить корректное сравнение результатов, — объяснил главный конструктор CR929 от российской стороны Максим Литвинов. — Полученная информация позволит нам более точно спрогнозировать аэродинамические характеристики самолёта CR929 в условиях натурного полёта».
В сообщении подчёркивается, что результаты испытаний модели HSM имеют не только практическое значение для программы CR929, но и в целом важны для развития российского гражданского авиастроения. «Мы сможем сравнить результаты испытаний одной и той же контрольной модели в аэродинамических установках нескольких стран, — отметил начальник лаборатории научно-исследовательского комплекса аэродинамики и динамики полёта летательных аппаратов ЦАГИ Антон Горбушин. — В нашей практике это случается впервые». В пресс-службе ОАК дополнили, что в настоящее время российские и китайские специалисты во взаимодействии с ЦАГИ проводят детальный анализ всего цикла испытаний и формируют отчёт, результаты которого будут учтены при выполнении инженерных работ по программе CR929.
Напомним, история проекта CR929 началась в апреле 2012 года с подписания меморандума о взаимопонимании, на основании которого ОАК и COMAC приступили к совместной работе по обоснованию возможности реализации программы создания семейства перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта (ШФДМС). В мае 2014 года авиастроительные корпорации подписали меморандум о сотрудничестве по указанной программе, ставший результатом двухлетней совместной работы специалистов РФ и КНР. Ещё через два года (в июне 2016 г.) заключено межправительственное соглашение по совместной реализации программы разработки, производства, коммерциализации и послепродажного обслуживания нового лайнера. Одновременно с заключением межправительственного соглашения авиастроительные корпорации двух стран подписали документ о создании совместного предприятия для непосредственной реализации проекта на паритетных началах. Открытие компании CRAIC, зарегистрированной в Шанхае, состоялось в мае 2017 года. Сфера деятельности СП включает разработку, продажи, послепродажное обслуживание и консультирование, а также инвестиционную и финансовую деятельность по проекту. Первая публичная презентация проекта состоялась в ноябре 2016 года на Международной выставке Airshow China 2016 в Чжухае. В будущем семейство самолётов CR929 будет включать базовый вариант CR929-600, предназначенный для перевозки 280 пассажиров на дальность 12 тыс. км в трёхклассной компоновке, укороченную версию CR929-500 (дальность 14 тыс. км, 250 пассажиров) и удлинённую версию CR929-700 (дальность 10 тыс. км, 320 пассажиров). Ожидается, что серийное производство CR929 будет запущено к 2025—2027 году.
Стоит добавить, что «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК) ведёт работу по созданию гражданского двигателя большой тяги ПД-35, предназначенного для перспективных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов. Не исключено, что этим мотором будет оснащаться и CR929. Как ранее писал «АвиаПорт», двигатель-демонстратор технологий ПД-35 должен быть готов в 2023 году, к серийному производству завод «ОДК-Пермские моторы» рассчитывает приступить в 2028 году.